По просьбе администрации форума я размещаю информацию о наиболее актуальных и проблемных вопросах финансового мониторинга и ПОД/ФТ в ломбарде.
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ это основной внутренний документ ломбарда, регламентирующий процедуры внутреннего контроля.
Его содержание определяется Федеральным законом N 115-ФЗ, а также нормативными актами Банка России.
Среди них особо следует выделить:
- Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П)(ред. от 28.07.2016)
- Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 12.12.2014 N 444-П) (ред. от 18.08.2016)
Напомню, что ПВК по ПОД/ФТ это не просто некий шаблон. Этот документ разрабатываются ломбардом с учетом особенностей вида и масштаба его деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых ломбардом клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Именно поэтому следует с особой осторожностью относиться к различным шаблонам и образцам ПВК по ПОД/ФТ, размещаемым в Интернете.
Практика показывает, что даже СРО ломбардов не могут правильно учесть все требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ.
Кроме того, ПВК по ПОД/ФТ это не статичный документ. Его содержание должно своевременно меняться вслед за изменениями законодательства, судебной практики, а также в соответствии с разъяснениями надзорных органов.
Как правило, на приведение ПВК по ПОД/ФТ в соответствие с изменениями законодательства ломбарду дается три месяца.
Однако, я категорически не рекомендую так сильно затягивать с актуализацией документов.
Так, например, изменения, вступившие в силу в сентябре-октябре 2016 года, во многом можно расценить как положительные для ломбардов. Поэтому ломбардам целесообразно в кратчайшие сроки изменить ПВК по ПОД/ФТ.
Если разработка и актуализация ПВК по ПОД/ФТ у Вас вызывают затруднения, целесообразно обратиться к специалистам в сфере ПОД/ФТ. которые помогут Вам разработать не только это важнейший документ, но и все сопутствующие ему.
Так, например, Юридический центр "Догма", руководителем которого я являюсь, предоставляет своим клиентам следующий пакет документов по ПОД/ФТ:
Эти документы могут называться иначе, несколько приказов могут быть объединены в один, могут дополняться иными шаблонами, образцами, памятками.1. Правила внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) с приложениями:
Приложение 1. Перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации физических лиц – клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Приложение 2. Перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации клиентов и выгодоприобретателей – юридических лиц.
Приложение 3. Перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации индивидуального предпринимателя
Приложение 4. Перечень сведений, устанавливаемых в целях идентификации иностранной структуры без образования юридического лица
Приложение 5. Перечень критериев и признаков необычных сделок
Приложение 6. Форма Внутреннего сообщения (Сообщения об операции)
Приложение 7. Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю
Приложение 8. Форма журнала учета взаимодействия с клиентами
Приложение 9. Форма внутреннего распоряжения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества
Приложение 10. Форма журнала учета информации о примененных мерах по замораживанию (блокированию) принадлежащих клиенту денежных средств или иного имущества
Приложение 11. Форма акта проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Приложение 12. Форма журнала учета и фиксирования информации о выданных денежных средствах физическим лицам, включенным в Перечень
Приложение 13. Форма внутреннего распоряжения о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом
Приложение 14. Форма журнала учета информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом
Приложение 15. Форма внутреннего распоряжения об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции
Приложение 16. Форма журнала учета отказов от выполнения распоряжения клиента о совершении операции
2. Приказ об утверждении ПВК по ПОД/ФТ (с листом ознакомления сотрудников)
3. Приказ о возложении функций контроля за организацией работы по ПОД/ФТ
4. Приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию ПВК по ПОД/ФТ
5. Должностная инструкция специального должностного лица
6. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ
7. Приказ об утверждении Программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ
8. Программа подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ
9. Приказ об утверждении Положения об учете прохождения сотрудниками обучения в сфере ПОД/ФТ
10. Положение об учете прохождения сотрудниками обучения в сфере ПОД/ФТ
11. Формы Актов учета прохождения сотрудниками обучения в сфере ПОД/ФТ
12. Приказ о проведении проверки осуществления внутреннего контроля
13. Форма Отчета по результатам проведения проверки осуществления внутреннего контроля
Формы анкеты для идентификации (для рукописного заполнения):
• на физ.лицо – клиента
• на физ.лицо – представителя, выгодоприобретателя, бенефициара
• на юр.лицо – клиента
• на юр.лицо – представителя, выгодоприобретателя
• на ИП – клиента
• на ИП – представителя, выгодоприобретателя
• на ИСБОЮЛ – клиента
• на ИСБОЮЛ – представителя, выгодоприобретателя
Следует отметить, что лишь комплексный подход ломбарда к разработке документации по ПОД/ФТ позволит учесть все требования законодательства и надзорных органов, а также существенно минимизировать риски привлечения к административной ответственности.
Если у вас есть вопросы, касающиеся Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, Вы можете оставлять их в данной теме. Я и иные специалисты в сфере ПОД/ФТ постараемся Вам помочь.